Полное восстановление после инсульта, по нашему мнению, означает заново научиться тому, что умел и мог раньше. Как минимум научиться не хуже. Обучение сложным навыкам замечательно тем, что попутно мы осваиваем кучу того, что даже в голову не приходило.
Один из сложных навыков — вождение. Требуется одновременно следить за массой внешних параметров (скорость, положение на дороге, траектория движения, окружающие машины…). Полтора года после инсульта мы практиковались на маленьких дорогах, с минимальным движением. В ноябре прошлого года я выехал на полноценную трассу. Два месяца назад первый раз поехал в Москву.
Во время вождения мне приходиться прогнозировать дорожную ситуацию. Я так делал и до инсульта. Но сейчас, пока реакция более замедленная, чем раньше, время требуется больше на любое действие. Поэтому я вожу автомобиль с большим «запасом». Такое прогнозирование шикарно тренирует мозг и заставляет двигать «шестеренками» быстрее.
Правила вождения авто
Для того чтобы ездить безопасно, мы жестко соблюдаем следующие правила:
- Невысокая скорость (двигаюсь с потоком без лишних обгонов, но не отстаю).
- Поддерживаю увеличенную дистанцию до впереди идущего автомобиля.
- Езда только при хорошей видимости (по темноте или при плохой видимости я пересаживаюсь на пассажирское сидение).
- Перерывы каждые 30-40 минут вождения с обязательным выходом из машины на 3-5 минут. Поддерживать высокую концентрацию и внимание за рулём долго мне тяжело. После небольшого отдыха сажусь за руль «как новый»)))
- Не езжу на длинные дистанции (более 200 км за раз).
- Не езжу один.
- Всегда с собой телефон (звук выключен).
- Всё внимание только на вождение (никакой музыки, разговоров, разглядываний по сторонам). Если надо поговорить по телефону, останавливаюсь в безопасном месте. Стою, разговариваю.
- За руль сажусь только при хорошем самочувствии. Когда самочувствие не очень, поездку отменяем либо еду пассажиром.
Важные моменты
Пришлось привыкать заново к габаритам машины. Прошлое лето я не выезжал на «большую дорогу». Водил в основном по проселочным и лесным дорогам. Не ощущая габариты машины, я «собирал» все ветки с правой стороны. Постоянно держался на дороге правее, чем нужно. Место в полосе и по сей день удерживаю не уверенно. Двигаюсь либо левее, либо правее, чем нужно. Приходиться за этим все время следить.
Еще одна сложность, это прохождение поворотов. Я пока не сильно резкий. В голове, видимо осталась картинка с прежних времен, как поворачивать. Только руль-то я кручу немного медленнее. Опаздываю и радиус поворота чуть больше, чем нужно.
Лечится это легко. Начинаю поворачивать на мгновение раньше, чем обычно. Приучится трудно. Легче сказать, чем сделать. Приходилось каждый раз поворачивать заранее, а не уже входя в поворот. Мне нужно себя пинать, для того чтобы начать вращать руль раньше. За пару недель ежедневного вождения научился.
Пришлось приучиться не реагировать на внешние раздражители. Мигающие фарами и бибикающие «быстрые». Аварии на дороге, мимо которых проезжаем. Необычные машины, которые тянет разглядывать. Всё это побоку! Внимание исключительно на дорогу.
Восстановление после инсульта приучило быть терпеливым, спокойным и не суетиться.
Обгоны делаю только на прямых участках. Старюсь держаться в правой полосе, а не занимать левую, как у нас заведено))). Обгоняю если впереди «ползущая» машина. В основном двигаюсь со скоростью потока. Если это быстровато для меня, сваливаю в правый ряд.
Соблюдаю спокойствие. И до инсульта я вел себя за рулём спокойно, крайне редко что-то выводило. Теперь я как бетонная свая))) Ни на что не реагирую. Если какой-то типаж на дороге некомфортен, значит самое время сделать короткий отдых. Раздражитель пусть уезжает вперед))), а я разомнусь.
Полезные качества для водителя
Сейчас я вожу значительно аккуратней и безопасней, чем раньше. Заметил, что стал с пониманием относиться к «неуверенным» водителям. В такой машине может сидеть за рулём такой же перец, как я, и после инсульта осваивать рулёжку.
При обсуждении нашего сайта на одном из форумов, написали: «…подвергаешь риску других участников дорожного движения…». Согласен. После инсульта вожу крайне аккуратно.